Akavita К сведению работодателя Управление информирует

Информация Управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского горисполкома

01.08.2019 Специалистам кадровых служб

Памятка в помощь работодателю

Порядок представления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее  - Закон) и Инструкцией о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.07.2019 года № 35 (далее - Инструкция).

Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее – орган осуществляющий пенсионное обеспечение).

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца) (ст. 75 Закона, ст. 5 Инструкции).

Термин «работодатель» используется в значении, определенном в Законе Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII
«Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц (ст. 76 Закона).

Согласно ст. 93 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) при приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц. Данный порядок определен постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2001 № 14     «О порядке взыскания излишне выплаченных сумм пенсий».

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение нельзя путать с рай(гор)отделами областных, Минским городским управлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН).  В них работодатель представляет сведения персонифицированного учета по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».  Кроме того, сроки представления данных сведений не совпадают со сроками, установленными для направления уведомления о приеме пенсионера в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Когда и зачем необходимо уведомлять

В законодательстве не содержится уточнений, в каких случаях при приеме на работу пенсионера у работодателя возникает обязанность уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Поэтому уведомлять необходимо всегда, а именно:

— при заключении трудового договора (контракта);

— при приеме на условиях неполного рабочего времени, в том числе по совместительству.

Обратите внимание!!!

Работодатель также обязан известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о заключении с пенсионером гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - договор подряда). Это связано с тем, что законодатель при формулировке нормы, устанавливающей данную обязанность, использовал термин «работодатель» толкование которого есть в законодательстве об отчислениях страховых взносов в ФСЗН. Согласно его нормам к работодателям относятся лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и договорам подряда. 

В какой форме необходимо уведомлять

В законодательстве не закреплена форма данного уведомления, а также отсутствует перечень сведений, которые должны быть в нем отражены. Работодателю следует указать ФИО принимаемого работника, дату его рождения, место регистрации, должность и дату приема на работу.

Информацию о приеме пенсионера целесообразно направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, уведомление можно отправить нарочным. При направлении информации такими способами у работодателя будет доказательство выполнения обязанности по уведомлению о приеме пенсионера.

Как правильно исчислить срок уведомления

В соответствии со статьей 93 Закона работодатель обязан известить о приеме на работу пенсионера в пятидневный срок орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Определенный законодательством срок для извещения работодателем связывается с началом работы пенсионера. Исчисление этого срока осуществляется в соответствии с положениями главы 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК).

Согласно статье 192 ГК течение срока, определенного периодом времени (днями), начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если в гражданско-правовом договоре (далее – договор) не конкретизирован период выполнения работы, то течение пятидневного срока для извещения работодателем органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, начинается со дня, следующего за днем заключения договора (общее правило о вступлении в силу договора и его обязательности для сторон с момента заключения договора).

 

5.06.2017    К сведению работодателя

 

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»                № 1596-XII от 17.04.1992 г. предусмотрено назначение следующих видов пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются работодателем по месту последней работы заявителя. Приказом или распоряжением работодателя определяется работник, ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные управления по труду, занятости и социальной защите. Это, как правило, специалист по кадрам.

Каждый работодатель для своевременного и качественного представления документов, необходимых для назначения этих пенсий, в начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в т.ч. имеющих право на досрочную пенсию), на основании их личных карточек и трудовых книжек должен составить списки. В них должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работников, день, месяц и год рождения, должность (профессия) и наименование структурного подразделения, основания назначения пенсии, общий и специальный трудовой стаж. В отношении работников, включенных в указанные списки, представитель работодателя осуществляет предварительную подготовку документов для назначения пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Сведения о стаже работы (общем, специальном) вносятся в списки на основании трудовых книжек работников и других документов о стаже.

При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит об этом в известность работника и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в установленном порядке в соответствующую запись в трудовой книжке. В случае если у работника недостаточно стажа, требуемого для назначения пенсии, или имеются перерывы в работе, то такой работник приглашается в отдел кадров для уточнения наличия у него других документов, подтверждающих его трудовую или иную деятельность, засчитываемую в стаж работы, дающий право на пенсию. В случае необходимости представитель работодателя обязан принять меры к истребованию соответствующих документов.

Основной задачей представителя предприятия является качественная  подготовка документов для назначения и перерасчета всех видов пенсий работникам и их семьям в случае потери кормильца, а также своевременное представление их в орган по труду, занятости и социальной защите.

На основе всех собранных документов представитель работодателя оформляет представление для назначения пенсии по установленной форме. Трудовая книжка прилагается к представлению. Справки о стаже работы и заработке представляются в подлинниках.

Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией. Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации и представлений к назначению пенсий. Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления оформляет документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника.

При оформлении документов для назначения пенсий должны быть соблюдены общие правила, обеспечивающие их юридическую полноценность, к таким правилам относятся четкое и точное заполнение обязательных реквизитов, таких как наименование документа, датирование, основание выдачи, удостоверение (штамп организации, подпись, оттиск печати).

При оформлении и представлении документов для назначения пенсий необходимо руководствоваться:

• Законом Республики Беларусь от 17.04.1992г. № 1596-XII                            «О пенсионном обеспечении» (с изменениями и дополнениями) в котором предусмотрены условия назначения трудовых пенсий, порядок исчисления стажа работы и заработка для их назначения;
• Положением о порядке подтверждения стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (с изменениями и дополнениями);
• Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997г. № 44, в котором содержится перечень документов, необходимых для назначения трудовых пенсий.

• Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от16.06.2014 № 40.

 

В соответствии со ст.76 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы социальной защиты, а также несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии.

При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей-юридических лиц и в судебном порядке с работодателей-физических лиц (статья 93 Закона).