Akavita Новое в законодательстве

Информация Управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского горисполкома

Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии (Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»)

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ  № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

 С 1 января 2009г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»).

 Справочно : До 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось с общей пенсионной системы.

 Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий (общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования (Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

 Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочной пенсии исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

 Досрочная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

 Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»

 С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января         2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

 Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

 Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

 Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с                      1 января 2020 г.

 Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

 Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

 Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

 Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

 Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования. 

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до                      1 января 2009 г.  отработали  менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

 (1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

 В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

 (2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту; 

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

 

Комментарий к Закону 

            Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14 – З           «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят в целях приведения норм некоторых законов Республики Беларусь в соответствие с положениями указов Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 года № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», от 11 апреля 2016 года № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Закон содержит также редакционные корректировки отдельных норм законов с учетом наработанной практики их применения, а также вытекающие из вступивших в силу других нормативных правовых актов.

Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», предусматривающие, в частности:

1) поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях (пункт 4 статьи 1 Закона), соразмерное повышение возраста, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты 5 и 6 статьи 1 Закона), досрочные пенсии по возрасту социально уязвимым категориям граждан (инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, матерям погибших военнослужащих, многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей, лилипутам и карликам) (пункты 7 – 10 статьи 1 Закона), за выслугу лет (пункты 7 и 18 Закона);

2) увеличение с 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до 20 лет требуемого для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж) (в 2016 году составлял 15 лет 6 месяцев, в 2017 году составляет 16 лет и т.д.) (пункт 2 статьи 1 Закона).

Справочно: Увеличение страхового стажа не затрагивает социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов, многодетных матерей, родивших пять и более детей, инвалидов с детства и других). Для назначения им досрочной трудовой пенсии по возрасту сохранены прежние условия по минимальному 5-летнему страховому стажу. Также сохранены прежние требования по страховому стажу для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта уплаты страховых взносов;

3) увеличение ежегодно на один год периода, из заработка за который исчисляется пенсия, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (в 2016 - 22 года, в 2017 году – 23 года и т.д.) (пункт 21 статьи 1 Закона);

4) изменение условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении». За периоды работы после 1 января 2017 года увеличение осуществляется при условии назначения пенсии по возрасту на общих основаниях и отказа от ее получения. Вместе с тем, в Законе закреплена охранная норма, согласно которой периоды работы до 1 января 2017 г. без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 указанного Закона независимо от условия назначения пенсии (пункт 12 статьи 1 проекта Закона). Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017 года;

5) включение в стаж работы периодов альтернативной службы (пункт 19 статьи 1 Закона);

6) ежемесячное повышение пенсий лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, на 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт 23 статьи 1 Закона);

7) изменение оснований и условий для перерасчетов трудовых пенсий: на основании указов Президента Республики Беларусь, не реже одного раза в год в пределах средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (пункт 25 статьи 1 Закона);

8) возможность получения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, без письменного согласия физических лиц сведений из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные этих физических лиц (пункт 1 статьи 1 Закона);

9) уточнение нормы о выплате пенсии лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями (пункт 34 статьи 1 Закона).

Законом внесены также изменения в Законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» и «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», обусловленные распространением с 1 января 2016 года на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, обязательного государственного социального страхования (статьи 3 и 4 Закона).

В связи с повышением с 1 января 2017 года общеустановленного пенсионного возраста соответствующие корректировки внесены в Гражданский, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», «Об альтернативной службе», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (статьи 5 – 13 Закона).

Закон (кроме пункта 12 статьи 1) вступил в силу с 13 января 2017 года, а пункт 12 статьи 1 – с 1 января 2017 года

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

Указом:

- закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

- c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

 

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

 

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.


С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:


- увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

 

- учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый - третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), - в размере 30 процентов.

 

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

  Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 31.12.2015 «О вопросах социального обеспечения».

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 сентября 2013 г. № 441

О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения

В целях совершенствования профессионального пенсионного страхования и предоставления дополнительных пенсионных гарантий отдельным категориям работников, занятых на работах с особыми условиями труда:

1. Установить, что:

1.1. работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 1 января 2009 г. выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» части первой статьи 12 или статьей 15 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275), вместо досрочной профессиональной пенсии назначаются пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» части первой статьи 12 или статьей 15 указанного Закона;

1.2. работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», по их выбору предоставляется право на профессиональное пенсионное страхование либо на ежемесячную доплату к заработной плате в размере, определяемом работодателем, но не менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника.

2. Внести в приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 1/10382) следующие изменения:

в пункте 1 цифры «4,8» заменить цифрой «9»;

в пункте 7 цифры «2,6» заменить цифрой «6».

3. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

4. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 2 – с 1 января 2014 г.;

иные положения этого Указа – с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Новое !!!

О выплате пособия по уходу за лицами, достигшими 80-летнего возраста 

         Сообщаем, что поскольку согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь

 от 11 июля 2012 г. № 799 заключение врачебно – консультационной комиссии о нуждаемости лиц,

достигших 80-летнего возраста в постоянном уходе,  выдается на срок до 6 месяцев,

пособие лицу, ухаживающему за 80-летним, назначается на этот срок.

          В течение этого времени 80-летний должен быть освидетельствован в МРЭК, новое заключение

о нуждаемости органами здравоохранения не должно выдаваться.

          Если по истечению 6 месяцев не представляется документ об освидетельствовании,

выплата пособия п р е к р а щ а е т с я.

         В целях оказания содействия 80-летний должен быть проинформирован о том, что срок действия заключения о нуждаемости его в постоянном уходе заканчивается и при отсутствии документа, подтверждающего такую нуждаемость, выплата пособия по уходу за ним ухаживающему лицу будет прекращена.

Новое !!!

О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан 

        18 марта 2012 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Указ направлен на адаптацию пенсионной системы к росту нагрузки в складывающихся демографических и социально-экономических условиях.

       В целях стимулирования более позднего выхода на пенсию Указом предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию.

      Согласно Указу каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1 процент заработка, из которого она исчислена, один год работы – на 6 процентов, два – на 14 (6 за первый и 8 за второй), три – ещё на 10, четыре – на 12, пять – на 14 процентов заработка. Таким образом, за пять лет работы пенсия увеличится на 50 процентов указанного заработка или в 1,7 – 2 раза (в зависимости от стажа и заработка). И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать её ещё на 14 процентов заработка, из которого она исчислена.

      Под работой, дающей право на увеличение пенсии согласно Указу, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

       Пенсии по возрасту, назначенные с 1 сентября 1998 года до вступления в силу Указа, будут пересмотрены с учетом этой нормы Указа при соблюдении установленных условий.

       Также в соответствии с Указом при исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии (учеба, служба в армии, уход за детьми и другие), вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Это позволит повысить значимость в пенсии периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и ориентировать граждан на «зарабатывание» пенсий, в том числе и стажа.

Соответствующие нормы Указа вступят в силу 1 октября 2012 года.