Akavita Новое в законодательстве

Информация Управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского горисполкома

Новое !!!

21.10.2021 О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 сентября 2021 г. № 367 "О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии"

В целях расширения возможностей для повышения материального обеспечения в старости, стимулирования участия граждан в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии постановляю:

1. Ввести с 1 октября 2022 г. добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии (далее – дополнительное накопительное пенсионное страхование).

2. Осуществление дополнительного накопительного пенсионного страхования возложить на республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» (далее – страховщик).

3. Установить, что:

3.1. право участвовать в дополнительном накопительном пенсионном страховании имеют работающие граждане, за которых работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, при условии, что на дату начала срока дополнительного накопительного пенсионного страхования до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет;

3.2. лицо из числа граждан, указанных в подпункте 3.1 настоящего пункта, желающее участвовать в дополнительном накопительном пенсионном страховании, подает заявление страховщику для заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в соответствии с Положением о порядке и условиях осуществления добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии, утверждаемым настоящим Указом;

3.3. страхователь самостоятельно определяет тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, но не более 13 процентов от сумм выплат, начисленных в пользу страхователя;

3.4. страховые взносы по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования уплачиваются работодателем страховщику исходя из тарифа по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, определенного страхователем в размере:

не более 10 процентов, – за счет средств страхователя посредством удержания из сумм выплат, начисленных в пользу страхователя;

не более 3 процентов, – за счет средств работодателя (далее – страховой взнос за счет средств работодателя).

Если тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования определен страхователем в размере:

не более 6 процентов, то страховые взносы по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования уплачиваются работодателем в равном соотношении за счет средств страхователя и работодателя;

более 6 процентов, то страховые взносы по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования уплачиваются работодателем в размере 3 процентов за счет средств работодателя, а оставшаяся часть – за счет средств страхователя.

При этом для работодателя снижается размер обязательного страхового взноса на пенсионное страхование на величину страхового взноса за счет средств работодателя при условии уплаты им страховщику страховых взносов в размере, определенном в соответствии с настоящим подпунктом;

3.5. при недостаточности средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на финансирование расходов по выполнению его обязательств, определенных законодательством, в том числе с учетом положений настоящего Указа, при составлении проектов законов о республиканском бюджете и бюджете фонда на очередной финансовый год при необходимости предусматриваются средства на передачу межбюджетного трансферта из республиканского бюджета в бюджет фонда;

3.6. страхователь, который является плательщиком подоходного налога с физических лиц, имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им (возмещенной работодателю) в качестве страховых взносов, в порядке, предусмотренном в статье 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Дополнительные накопительные пенсии освобождаются от подоходного налога с физических лиц.

Начисленные в порядке, установленном настоящим Указом, суммы страховых взносов за счет средств работодателя включаются им в затраты (расходы) по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

На страховые взносы за счет средств работодателя обязательные страховые взносы в бюджет фонда и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются;

3.7. для обеспечения выполнения принятых на себя обязательств страховщик в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, образует страховые резервы, осуществляет инвестиции посредством вложения и размещения средств страховых резервов в порядке, установленном законодательством.

Образование страховых резервов, вложение и размещение средств страховых резервов по дополнительному накопительному пенсионному страхованию производятся отдельно от страховых резервов по иным видам страхования, осуществляемым страховщиком.

Страховые резервы, образуемые страховщиком по дополнительному накопительному пенсионному страхованию, не подлежат изъятию у страховщика, имеют целевое назначение, используются только для выплаты страхователю (наследникам) дополнительной накопительной пенсии либо выкупной суммы, не включаются в стоимость имущества страховщика. Страховые резервы по дополнительному накопительному пенсионному страхованию в бухгалтерском учете учитываются отдельно от других страховых резервов.

Отчетность по дополнительному накопительному пенсионному страхованию представляется страховщиком в Министерство финансов в составе годовой и промежуточной индивидуальной бухгалтерской отчетности, ведомственной отчетности в порядке и сроки, установленные Министерством финансов.

Прибыль страховщика от осуществления дополнительного накопительного пенсионного страхования, а также доходы от вложения и размещения средств страховых резервов по данному виду страхования не являются объектом налогообложения налогом на прибыль, освобождаются от уплаты части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет*, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов, уплачиваемых из прибыли.

При этом убытки страховщика по дополнительному накопительному пенсионному страхованию не учитываются для целей исчисления и уплаты налога на прибыль;

______________________________

* В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

3.8. фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по дополнительному накопительному пенсионному страхованию страховщиком не создается;

3.9. размер отчислений в гарантийные фонды по дополнительному накопительному пенсионному страхованию составляет 0,5 процента от суммы страховых взносов по данному виду страхования. Страховщик ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляет средства гарантийных фондов в республиканский бюджет;

3.10. предельный размер расходов на ведение дела по дополнительному накопительному пенсионному страхованию (далее – расходы на ведение дела) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь на каждый календарный год в процентах от суммы страховых взносов по данному виду страхования;

3.11. работающий гражданин, являющийся страхователем по действующему договору добровольного страхования дополнительной пенсии, вправе обратиться в республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» для расторжения такого договора с направлением денежных средств, имеющихся на его именном лицевом счете, на дополнительное накопительное пенсионное страхование.

4. Для реализации настоящего Указа осуществляются:

сбор, обработка, хранение, предоставление и использование персональных данных граждан без получения согласия страхователя с соблюдением требований, определенных законодательством об информации, информатизации и защите информации, а также законодательством о персональных данных;

информационное взаимодействие страховщика и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд), страховщика и работодателя посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС) в автоматизированном режиме.

Услуги оператора ОАИС по обеспечению взаимодействия, указанного в абзаце третьем части первой настоящего пункта, оказываются на основании договора, заключаемого между страховщиком и оператором ОАИС.

Страховщик во взаимодействии с Фондом и оператором ОАИС до 1 октября 2022 г. обеспечивает проведение необходимых организационно-технических мероприятий для осуществления информационного взаимодействия посредством ОАИС, в том числе на основе доработки программного обеспечения собственных информационных систем.

Порядок взаимодействия Фонда и страховщика устанавливается правлением Фонда по согласованию со страховщиком в соответствии с едиными техническими требованиями и порядком функционирования ОАИС.

Страховщик в процессе эксплуатации, доработки, совершенствования и развития собственной информационной системы (ресурса) обеспечивает выполнение требований о защите информации, установленных законодательными актами, в том числе при ее получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении и предоставлении.

Порядок взаимодействия работодателя и страховщика устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

5. Для целей настоящего Указа применяются термины в значениях, определенных в приложении.

6. Утвердить Положение о порядке и условиях осуществления добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии (прилагается).

7. Абзац седьмой пункта 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, после слова «эксплуатацией,» дополнить словами «добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

8. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров Республики Беларусь.

9. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

10. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

абзац третий части первой, части вторая – шестая пункта 4, пункт 9 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;

иные положения этого Указа – с 1 октября 2022 г.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
27.09.2021 № 367

ТЕРМИНЫ
и их определения

1. Выкупная сумма – сумма денежных средств, выплачиваемая страховщиком страхователю (наследникам страхователя – в случае его смерти) при прекращении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования до наступления страхового случая.

2. Дополнительная доходность (страховой бонус) – часть прибыли, полученной от осуществления страховщиком инвестиций посредством вложения и размещения средств страховых резервов по дополнительному накопительному пенсионному страхованию, направляемая в размере не менее установленного законодательством на увеличение накоплений страхователей сверх нормы доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования.

3. Дополнительная накопительная пенсия – выплачиваемое при наступлении страхового случая по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования страховое обеспечение, состоящее из суммы фактически уплаченных страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования за минусом расходов на ведение дела, увеличенной на величину дохода в соответствии с нормой доходности и дополнительной доходности (страхового бонуса).

4. Именной лицевой счет – совокупность сведений, необходимых для ведения именного лицевого счета, назначения дополнительной накопительной пенсии или выкупной суммы, установленных законодательством о страховании.

5. Норма доходности – выраженный в процентах уровень гарантированного дохода от осуществления страховщиком инвестиций посредством вложения и размещения средств страховых резервов.

6. Обязательные страховые взносы на пенсионное страхование – обязательные страховые взносы в бюджет фонда на случай достижения пенсионного возраста, установления инвалидности и потери кормильца.

7. Остаток накопленной суммы – сумма денежных средств в размере остатка страхового обеспечения на именном лицевом счете страхователя на день его смерти, выплачиваемая страховщиком наследникам страхователя.

8. Работающий гражданин – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физическое лицо, являющееся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющее функции его руководителя.

9. Работодатель – юридическое лицо, его представительство и филиал, имеющие отдельный баланс; представительство иностранной организации; иностранная организация, осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующее признакам, определенным в Налоговом кодексе Республики Беларусь; индивидуальный предприниматель, нотариус, осуществляющий нотариальную деятельность в нотариальном бюро, предоставляющие работу гражданам по трудовым, гражданско-правовым договорам (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).

10. Расходы на ведение дела – расходы страховой организации, связанные с осуществлением операций по дополнительному накопительному пенсионному страхованию, включая расходы на заключение и исполнение договоров дополнительного накопительного пенсионного страхования, ведение именных лицевых счетов страхователей, выплаты дополнительной накопительной пенсии, выкупной суммы, остатка накопленной суммы, административно-управленческие расходы.

11. Срок действия договора дополнительного накопительного пенсионного страхования – период со дня вступления договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в силу до выполнения страховщиком своих обязательств по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования в полном объеме.

12. Срок дополнительного накопительного пенсионного страхования – период, в течение которого страховщик несет обязательства по накоплению денежных средств страхователя. Срок дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уплаты первого страхового взноса, до даты наступления страхового случая (достижения общеустановленного пенсионного возраста), включая эту дату.

13. Страхователь – работающий гражданин, заключивший со страховщиком договор дополнительного накопительного пенсионного страхования.

14. Суммы выплат, начисленные в пользу страхователя, – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных в перечне выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

15. Тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования – определенный страхователем размер процента (в целых числах) от сумм выплат, начисленных в пользу страхователя.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
27.09.2021 № 367

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и условиях осуществления добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии

1. Настоящим Положением определяются порядок и условия осуществления добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии (далее – дополнительное накопительное пенсионное страхование).

2. Объектом дополнительного накопительного пенсионного страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с получением дополнительной накопительной пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста.

3. Страховым случаем является достижение страхователем общеустановленного пенсионного возраста.

4. Договор дополнительного накопительного пенсионного страхования заключается в письменной форме на основании письменного заявления работающего гражданина (далее – заявление о страховании) путем выдачи страховщиком страхователю страхового свидетельства.

В заявлении о страховании работающий гражданин указывает:

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год рождения, данные документа, удостоверяющего личность;

информацию о работодателе;

тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования;

срок, в течение которого он намерен получать дополнительную накопительную пенсию;

страховой номер – уникальный идентификационный код, присвоенный индивидуальному лицевому счету в рамках ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования;

информацию о способах информационного взаимодействия (направление сообщений на адрес электронной почты, СМС-оповещение и другое) и иные контактные данные.

Договор дополнительного накопительного пенсионного страхования в письменной форме может быть заключен в электронном виде через официальный сайт страховщика в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сайт страховщика).

Для заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в электронном виде работающий гражданин заполняет форму заявления о страховании посредством использования собственной информационной системы (ресурса) страховщика, доступ к которой организован через сайт страховщика.

При получении заявления о страховании, поступившего через сайт страховщика, страховщик проводит идентификацию работающего гражданина в порядке, установленном законодательством о страховании. В случае невозможности идентифицировать работающего гражданина страховщик уведомляет его путем направления сообщения в электронном виде о невозможности заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования и необходимости его личного присутствия для заключения такого договора.

Подтверждением заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в электронном виде является страховое свидетельство, которое направляется страхователю в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа (далее – электронное страховое свидетельство). Сертификат открытого личного ключа издается республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь посредством использования собственной информационной системы (ресурса) страховщика.

Форма страхового свидетельства устанавливается Министерством финансов.

Существенными условиями договора дополнительного накопительного пенсионного страхования являются:

тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования;

срок, в течение которого страхователь намерен получать дополнительную накопительную пенсию.

Страховщик отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).

5. После заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования на страхователя открывается именной лицевой счет. Номер именного лицевого счета соответствует страховому номеру и указывается в страховом свидетельстве.

Страховщик уведомляет Фонд о заключенных договорах дополнительного накопительного пенсионного страхования ежеквартально не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6. Страхователь уведомляет работодателя о заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования или об участии в дополнительном накопительном пенсионном страховании путем предоставления работодателю копии страхового свидетельства (с предъявлением оригинала) и заявления об удержании страхового взноса, который подлежит уплате за счет средств страхователя (далее – заявление об удержании).

При заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в электронном виде страхователь уведомляет работодателя о заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования или об участии в дополнительном накопительном пенсионном страховании путем предоставления работодателю электронного страхового свидетельства, воспроизведенного на бумажном носителе, и заявления об удержании.

В целях осуществления контроля за наличием у страхователя договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, заключенного в электронном виде, и его существенными условиями работодатель имеет право получать сведения посредством ОАИС из информационной системы (ресурса) страховщика с учетом положений, содержащихся в абзаце третьем части первой, частях второй и шестой пункта 4 Указа, утвердившего настоящее Положение.

7. Страховые взносы по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования уплачиваются работодателем ежемесячно не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта.

В случаях, когда день выплаты заработной платы установлен позднее 15-го числа текущего месяца, работодатель уплачивает страховые взносы не позднее 15-го числа следующего месяца.

При отсутствии у работодателя установленного дня выплаты заработной платы страховые взносы уплачиваются не позднее 15-го числа текущего месяца.

Страховые взносы по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования уплачиваются страховщику единым платежом.

Досрочная уплата страховых взносов за следующий месяц не допускается.

Страховые взносы уплачиваются путем их перечисления на текущий (расчетный) банковский счет страховщика.

При уплате страховых взносов работодатель независимо от количества страхователей направляет страховщику список страхователей, в отношении которых осуществлена уплата страховых взносов, с указанием по каждому страхователю именного лицевого счета, суммы выплат, начисленных в его пользу, и суммы уплаченных страховых взносов (далее – список страхователей). Список страхователей направляется в виде электронного документа посредством ОАИС.

Если страховщиком выявлена недоплата (переплата) страховых взносов, то страховщик в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения списка страхователей, информирует об этом работодателя. В случае недоплаты страховых взносов работодатель обязан в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации от страховщика, доплатить страховые взносы и представить страховщику уточненный список страхователей. В случае переплаты страховых взносов работодатель обязан в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации от страховщика, представить страховщику уточненный список страхователей, а страховщик в течение одного рабочего дня после получения уточненного списка страхователей обязан перечислить работодателю денежные средства в размере переплаченных страховых взносов.

Страховые взносы считаются уплаченными в день исполнения банком платежной инструкции работодателя на перечисление денежных средств страховщику с представлением надлежаще оформленного списка страхователей (с учетом уточнений и (или) доплат).

Страховщик обязан в течение одного рабочего дня после получения от работодателя страховых взносов и надлежаще оформленного списка страхователей направить в Фонд списки страхователей, за которых перечислены страховые взносы на дополнительное накопительное пенсионное страхование, по форме, установленной правлением Фонда. Основанием для снижения размера обязательного страхового взноса на пенсионное страхование работодателя в бюджет фонда являются надлежаще оформленные списки, переданные в Фонд в сроки, установленные в настоящем пункте.

В случае неуплаты работодателем в установленный срок очередных страховых взносов страховщик письменно уведомляет страхователя.

Работодатель погашает задолженность по уплате страховых взносов в течение месяца, следующего за последним днем срока уплаты очередного страхового взноса.

При неуплате работодателем просроченных страховых взносов в течение предоставленного для их уплаты месяца страховщик не учитывает страховые взносы за неоплаченный период. При этом страховщик производит перерасчет страховой суммы исходя из срока страхования, фактически уплаченных страховых взносов за вычетом расходов на ведение дела, нормы доходности и величины начисленной на фактически уплаченные страховые взносы дополнительной доходности (страхового бонуса). О произведенном перерасчете страховой суммы страховщик письменно уведомляет страхователя в течение одного рабочего дня, следующего за днем такого перерасчета.

Работодатель обязан возместить страхователю удержанный и не перечисленный страховщику страховой взнос в течение 2 рабочих дней, следующих за последним днем срока, установленного в части двенадцатой настоящего пункта.

8. Страховая сумма по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования является расчетной величиной.

Страховщик на последнюю дату каждого месяца в течение срока дополнительного накопительного пенсионного страхования осуществляет перерасчет страховой суммы исходя из фактически уплаченных страховых взносов за вычетом расходов на ведение дела, нормы доходности и величины начисленной дополнительной доходности (страхового бонуса) на дату расчета.

Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования.

9. Договор дополнительного накопительного пенсионного страхования вступает в силу с даты его заключения.

Срок страхования устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уплаты первого страхового взноса, до даты наступления страхового случая (достижения общеустановленного пенсионного возраста), включая эту дату.

10. В течение срока дополнительного накопительного пенсионного страхования страхователь не более одного раза в год вправе обратиться к страховщику с письменным заявлением об изменении тарифа по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования. Указанное заявление может быть подано страховщику в электронном виде путем заполнения соответствующей формы заявления посредством использования собственной информационной системы (ресурса), доступ к которой организован через сайт страховщика.

При изменении тарифа по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования страховщик в течение 10 рабочих дней со дня поступления об этом заявления страхователя вносит изменение в страховое свидетельство (электронное страховое свидетельство).

Страхователь обязан уведомить работодателя об изменении тарифа по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования путем представления работодателю копии нового страхового свидетельства (с предъявлением оригинала) либо нового электронного страхового свидетельства, воспроизведенного на бумажном носителе, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения нового страхового свидетельства (электронного страхового свидетельства).

Измененный тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования применяется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уведомления работодателя.

Приостановление (возобновление) уплаты страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования может осуществляться на основании письменного заявления страхователя, поданного страховщику в течение срока дополнительного накопительного пенсионного страхования.

Страхователь обязан уведомить работодателя о приостановлении (возобновлении) уплаты страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования путем представления работодателю копии заявления о приостановлении (возобновлении) уплаты страховых взносов с отметкой страховщика, содержащей дату принятия этого заявления, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия страховщиком такого заявления.

Приостановление (возобновление) уплаты страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уведомления работодателя.

11. Страховщик обязан:

заключить договор дополнительного накопительного пенсионного страхования и ознакомить страхователя с его условиями, в том числе с обязанностями страхователя, установленными в пунктах 6 и 10 настоящего Положения;

выдать страхователю страховое свидетельство либо при заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в электронном виде направить страхователю электронное страховое свидетельство;

открыть именной лицевой счет на страхователя;

по письменному требованию страхователя сообщать информацию по именному лицевому счету либо предоставить страхователю дистанционный доступ к такой информации;

сформировать гарантийный фонд и перечислять его средства в республиканский бюджет;

при наступлении страхового случая осуществлять выплату дополнительной накопительной пенсии в порядке и срок, определенные настоящим Положением;

совершать другие действия, предусмотренные настоящим Положением.

12. Страховщик имеет право:

при заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования и (или) при наступлении страхового случая требовать у страхователя сведения и документы, необходимые для заключения, исполнения такого договора, а также для решения вопросов, связанных со страховым случаем;

запрашивать без письменного согласия страхователя и получать в установленном порядке на безвозмездной основе от органов внутренних дел, прокуратуры, судов, организаций здравоохранения, работодателей сведения и документы, необходимые для решения вопросов, связанных со страховым случаем.

13. Страхователь обязан:

при заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, а также при наступлении страхового случая представлять страховщику необходимые сведения и документы;

уведомить работодателя о заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования или участии в дополнительном накопительном пенсионном страховании, изменении тарифа по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, приостановлении (возобновлении) уплаты страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования;

в письменной или электронной форме уведомить страховщика об изменении сведений, представленных страховщику при заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, а также указанных в заявлении о страховании, договоре дополнительного накопительного пенсионного страхования (страховом свидетельстве), включая сведения о работодателе;

совершать другие действия, предусмотренные настоящим Положением.

14. Страхователь имеет право:

ознакомиться с условиями договора дополнительного накопительного пенсионного страхования;

в течение срока страхования с учетом требований, установленных в пункте 10 настоящего Положения, изменить тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, приостановить (возобновить) уплату страховых взносов по нему путем подачи заявления страховщику;

при наступлении страхового случая требовать исполнения страховщиком принятых обязательств по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования;

совершать другие действия, предусмотренные настоящим Положением.

15. Работодатель обязан:

рассчитывать и уплачивать страховщику страховые взносы в порядке, определенном настоящим Положением;

вести учет начисления, перечисления страховых взносов;

обеспечивать сохранность документов, являющихся основанием для начисления, перечисления страховых взносов;

не позднее 5 рабочих дней уведомить страховщика о расторжении трудового договора, гражданско-правового договора со страхователем;

совершать другие действия, предусмотренные настоящим Положением.

16. По договорам дополнительного накопительного пенсионного страхования в течение срока их действия страховщик начисляет дополнительную доходность (страховой бонус).

Порядок начисления и распределения по именным лицевым счетам страхователей дополнительной доходности (страхового бонуса) устанавливается страховщиком по согласованию с Министерством финансов.

17. Для получения дополнительной накопительной пенсии страхователь обязан не позднее 180 календарных дней со дня наступления страхового случая обратиться к страховщику и представить:

заявление о выплате страхового обеспечения;

документ, удостоверяющий личность страхователя.

Решение о выплате дополнительной накопительной пенсии принимается страховщиком не позднее 15 рабочих дней со дня представления страховщику всех необходимых документов.

Срок принятия решения о выплате дополнительной накопительной пенсии может быть продлен страховщиком в случаях:

непредставления страховщику всех необходимых документов – до их представления;

возбуждения уголовного дела по факту мошенничества при страховании в отношении страхователя – до вынесения приговора судом, приостановления или прекращения производства по делу.

В случае смерти страхователя, который не успел получить причитающуюся ему сумму страхового обеспечения, остаток накопленной суммы выплачивается его наследникам.

Для получения остатка накопленной суммы наследники обязаны не позднее 180 календарных дней со дня получения свидетельства о праве на наследство обратиться к страховщику и представить:

заявление о выплате остатка накопленной суммы;

копию свидетельства о смерти страхователя;

свидетельство о праве на наследство;

документ, удостоверяющий личность заявителя.

Выплата наследникам остатка накопленной суммы осуществляется единовременно не позднее 15 рабочих дней со дня представления страховщику всех необходимых документов.

Срок выплаты остатка накопленной суммы может быть продлен страховщиком в случаях и порядке, определенных в части третьей настоящего пункта, а также в случае возбуждения уголовного дела по факту насильственной смерти страхователя – до вынесения приговора судом, приостановления или прекращения производства по делу.

18. Выплата страхователю дополнительной накопительной пенсии производится равными долями ежемесячно в течение срока, указанного страхователем в заявлении о страховании.

Срок выплаты дополнительной накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 5 или 10 лет. Срок выплаты дополнительной накопительной пенсии определяется страхователем при заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования и указывается в заявлении о страховании. Такой срок исчисляется со дня подачи заявления о выплате страхового обеспечения.

Выплата дополнительной накопительной пенсии осуществляется в белорусских рублях путем перечисления во вклад или на иной банковский счет, указанный страхователем в заявлении о выплате страхового обеспечения.

Датой выплаты дополнительной накопительной пенсии является дата зачисления денежных средств во вклад или на иной банковский счет, указанный страхователем в заявлении о выплате страхового обеспечения.

За несвоевременную выплату дополнительной накопительной пенсии (остатка накопленной суммы) по вине страховщика он уплачивает страхователю (наследнику) пени в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от суммы, подлежащей выплате.

19. Договор дополнительного накопительного пенсионного страхования прекращается:

при исполнении страховщиком обязательств по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования в полном объеме;

в случае смерти страхователя до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

по заявлению страхователя о выплате выкупной суммы в случае установления ему инвалидности I или II группы до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

При прекращении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего пункта, страхователю (наследникам – в случае смерти страхователя) выплачивается выкупная сумма в размере суммы фактически уплаченных страховых взносов за вычетом расходов на ведение дела, увеличенной на величину дохода в соответствии с нормой доходности и дополнительной доходности (страхового бонуса). Выкупная сумма выплачивается страхователю на дату подачи заявления о ее выплате в случае установления ему инвалидности I или II группы до достижения общеустановленного пенсионного возраста, наследнику – на дату смерти страхователя.

Выплата выкупной суммы производится в течение 15 рабочих дней со дня подачи страхователем (наследником) заявления о выплате выкупной суммы со следующими документами:

документом, удостоверяющим личность заявителя;

копией свидетельства о смерти страхователя и свидетельством о праве на наследство – в случае смерти страхователя;

заключением медицинской реабилитационной экспертной комиссии об установлении страхователю инвалидности – в случае установления ему инвалидности.

Выплата выкупной суммы осуществляется в белорусских рублях путем перечисления во вклад или на иной банковский счет, указанный страхователем (наследником) в заявлении о выплате выкупной суммы.

Датой выплаты выкупной суммы является дата зачисления денежных средств во вклад или на иной банковский счет, указанный страхователем (наследником) в заявлении о выплате выкупной суммы.

За несвоевременную выплату выкупной суммы по вине страховщика он уплачивает страхователю (наследнику) пени в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от суммы, подлежащей выплате.

20. В случае необращения за выплатой дополнительной накопительной пенсии в сроки, указанные в пункте 17 настоящего Положения, и истечения общего срока исковой давности, исчисляемого со 181-го дня после наступления страхового случая, страховщик перечисляет сумму невостребованной выплаты (фактически уплаченные страховые взносы за минусом расходов на ведение дела) в республиканский бюджет.

Суммы невостребованных выплат (фактически уплаченные страховые взносы за минусом расходов на ведение дела), образовавшиеся в текущем квартале, перечисляются страховщиком в республиканский бюджет до 22-го числа месяца, следующего за текущим кварталом.

Заявление страхователя о выплате страхового обеспечения может быть принято страховщиком после указанного в части первой настоящего пункта срока.

Возврат сумм невостребованных выплат, перечисленных в республиканский бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Суммы невостребованных выплат учитываются страховщиком за балансом со дня, следующего за днем окончания срока, указанного в пункте 17 настоящего Положения.

18.05.2020 О социальной поддержке отдельных категорий граждан (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 мая 2020 г. № 171)

О социальной поддержке отдельных категорий граждан

В целях усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан:

1. Установить, что:

1.1. в стаж работы для назначения трудовых пенсий засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности;

1.2. трудовая пенсия по возрасту женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа работы не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж);

1.3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца одному из родителей или супругу (супруге) либо деду, бабке, брату или сестре умершего кормильца, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, назначается в случаях, когда они:

находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству (в случае работы по совместительству) и не выполняют работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности*;

являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности, и приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.

Пенсия по случаю потери кормильца в случаях, предусмотренных в части первой настоящего подпункта, назначается также бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак;

______________________________

* Для целей настоящего Указа к лицам, осуществляющим иные виды деятельности, относятся лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

1.4. гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 10 лет, страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности I и (или) II группы.

Трудовая пенсия по возрасту гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года, назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Трудовая пенсия по возрасту в соответствии с настоящим подпунктом назначается при наличии стажа работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;

1.5. трудовая пенсия по возрасту инвалидам с детства I и II группы в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет и стажа работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;

1.6. гражданам, достигшим возраста 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, не имеющим требуемого страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, при наличии не менее 10 лет страхового стажа назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже.

Пенсия назначается в размере 73 процентов наибольшей величины установленного Министерством труда и социальной защиты бюджета прожиточного минимума пенсионера за 2 последних квартала (далее – бюджет прожиточного минимума пенсионера).

За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины;

1.7. социальная пенсия, предусмотренная в абзаце третьем части первой статьи 72 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера;

1.8. предоставляется бесплатно одна попытка экстракорпорального оплодотворения* в государственных организациях здравоохранения при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний, определенных Министерством здравоохранения, исключительно супружеским парам, в которых оба супруга являются гражданами Республики Беларусь и возраст супруги не превышает 40 лет.

Порядок и условия бесплатного предоставления одной попытки экстракорпорального оплодотворения, перечень государственных организаций здравоохранения, в которых проводится экстракорпоральное оплодотворение за счет бюджетных средств, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

______________________________

* За исключением процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием донорских половых клеток.

2. Трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., перерассчитываются в связи с изменением стажа работы для назначения трудовой пенсии по основанию, предусмотренному в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке.

3. Внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (приложение).

4. Финансирование расходов по реализации подпунктов 1.1–1.6 пункта 1 настоящего Указа осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. При этом бюджету данного фонда возмещаются за счет средств республиканского бюджета расходы на выплату пенсий, назначенных в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего Указа, в размере социальной пенсии, установленном в абзаце шестом статьи 73 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Финансирование расходов на экстракорпоральное оплодотворение в соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 настоящего Указа осуществляется за счет средств республиканского бюджета в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 3 – с 1 сентября 2020 г.;

пункты 1, 2 и 4 – с 1 января 2021 г.;

иные положения настоящего Указа – после его официального опубликования.

                                                                                                                                

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
18.05.2020 № 171

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41

1. Часть первую подпункта 2.1 пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «Многодетным семьям ежемесячное социальное пособие предоставляется при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,15 величины критерия нуждаемости.».

2. В подпункте 3.9 пункта 3 слова «года «О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222)» заменить словами «г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

3. Пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Утвердить Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи (прилагается).».

4. В Положении о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденном Указом:

4.1. часть вторую пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«многодетным семьям.»;

4.2. из пункта 32 слова «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590)» исключить;

4.3. приложение 2 к этому Положению после позиции «Критерий нуждаемости, рублей (для предоставления ежемесячного социального пособия)» дополнить позицией «Критерий нуждаемости, рублей (для предоставления ежемесячного социального пособия многодетным семьям)».

20.01.2020  Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии (Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»)

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ  № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

 С 1 января 2009г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»).

 Справочно : До 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось с общей пенсионной системы.

 Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий (общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования (Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

 Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочной пенсии исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

 Досрочная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

 Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»

 С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января         2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

 Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

 Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

 Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с                      1 января 2020 г.

 Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

 Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

 Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

 Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

 Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования. 

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до                      1 января 2009 г.  отработали  менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

 (1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

 В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

 (2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту; 

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

 

Комментарий к Закону 

            Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14 – З           «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят в целях приведения норм некоторых законов Республики Беларусь в соответствии
с положениями указов Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 года № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», от 11 апреля 2016 года № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Закон содержит также редакционные корректировки отдельных норм законов с учетом наработанной практики их применения, а также вытекающие из вступивших в силу других нормативных правовых актов.

Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», предусматривающие, в частности:

1) поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях (пункт 4 статьи 1 Закона), соразмерное повышение возраста, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты 5 и 6 статьи 1 Закона), досрочные пенсии по возрасту социально уязвимым категориям граждан (инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, матерям погибших военнослужащих, многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей, лилипутам и карликам) (пункты 7 – 10 статьи 1 Закона), за выслугу лет (пункты 7 и 18 Закона);

2) увеличение с 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до 20 лет требуемого для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж) (в 2016 году составлял 15 лет 6 месяцев, в 2017 году составляет 16 лет и т.д.) (пункт 2 статьи 1 Закона).

Справочно: Увеличение страхового стажа не затрагивает социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов, многодетных матерей, родивших пять и более детей, инвалидов с детства и других). Для назначения им досрочной трудовой пенсии по возрасту сохранены прежние условия по минимальному 5-летнему страховому стажу. Также сохранены прежние требования по страховому стажу для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта уплаты страховых взносов;

3) увеличение ежегодно на один год периода, из заработка за который исчисляется пенсия, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (в 2016 - 22 года, в 2017 году – 23 года и т.д.) (пункт 21 статьи 1 Закона);

4) изменение условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении». За периоды работы после 1 января 2017 года увеличение осуществляется при условии назначения пенсии по возрасту на общих основаниях и отказа от ее получения. Вместе с тем, в Законе закреплена охранная норма, согласно которой периоды работы до 1 января 2017 г. без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 указанного Закона независимо от условия назначения пенсии (пункт 12 статьи 1 проекта Закона). Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017 года;

5) включение в стаж работы периодов альтернативной службы (пункт 19 статьи 1 Закона);

6) ежемесячное повышение пенсий лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, на 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт 23 статьи 1 Закона);

7) изменение оснований и условий для перерасчетов трудовых пенсий: на основании указов Президента Республики Беларусь, не реже одного раза в год в пределах средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (пункт 25 статьи 1 Закона);

8) возможность получения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, без письменного согласия физических лиц сведений из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные этих физических лиц (пункт 1 статьи 1 Закона);

9) уточнение нормы о выплате пенсии лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями (пункт 34 статьи 1 Закона).

Законом внесены также изменения в Законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» и «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», обусловленные распространением с 1 января 2016 года на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, обязательного государственного социального страхования (статьи 3 и 4 Закона).

В связи с повышением с 1 января 2017 года общеустановленного пенсионного возраста соответствующие корректировки внесены в Гражданский, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», «Об альтернативной службе», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (статьи 5 – 13 Закона).

Закон (кроме пункта 12 статьи 1) вступил в силу с 13 января 2017 года, а пункт 12 статьи 1 – с 1 января 2017 года

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

Указом:

- закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

- c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

 

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

 

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.


С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:


- увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

 

- учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый - третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), - в размере 30 процентов.

 

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

  Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 31.12.2015 «О вопросах социального обеспечения».

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 сентября 2013 г. № 441

О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения

В целях совершенствования профессионального пенсионного страхования и предоставления дополнительных пенсионных гарантий отдельным категориям работников, занятых на работах с особыми условиями труда:

1. Установить, что:

1.1. работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 1 января 2009 г. выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» части первой статьи 12 или статьей 15 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275), вместо досрочной профессиональной пенсии назначаются пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» части первой статьи 12 или статьей 15 указанного Закона;

1.2. работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», по их выбору предоставляется право на профессиональное пенсионное страхование либо на ежемесячную доплату к заработной плате в размере, определяемом работодателем, но не менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника.

2. Внести в приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 1/10382) следующие изменения:

в пункте 1 цифры «4,8» заменить цифрой «9»;

в пункте 7 цифры «2,6» заменить цифрой «6».

3. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствии
с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

4. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 2 – с 1 января 2014 г.;

иные положения этого Указа – с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Новое !!!

О выплате пособия по уходу за лицами, достигшими 80-летнего возраста 

         Сообщаем, что поскольку согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь

 от 11 июля 2012 г. № 799 заключение врачебно – консультационной комиссии о нуждаемости лиц,

достигших 80-летнего возраста в постоянном уходе,  выдается на срок до 6 месяцев,

пособие лицу, ухаживающему за 80-летним, назначается на этот срок.

          В течение этого времени 80-летний должен быть освидетельствован в МРЭК, новое заключение

о нуждаемости органами здравоохранения не должно выдаваться.

          Если по истечению 6 месяцев не представляется документ об освидетельствовании,

выплата пособия п р е к р а щ а е т с я.

         В целях оказания содействия 80-летний должен быть проинформирован о том, что срок действия заключения о нуждаемости его в постоянном уходе заканчивается и при отсутствии документа, подтверждающего такую нуждаемость, выплата пособия по уходу за ним ухаживающему лицу будет прекращена.

Новое !!!

О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан 

        18 марта 2012 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Указ направлен на адаптацию пенсионной системы к росту нагрузки в складывающихся демографических и социально-экономических условиях.

       В целях стимулирования более позднего выхода на пенсию Указом предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию.

      Согласно Указу каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1 процент заработка, из которого она исчислена, один год работы – на 6 процентов, два – на 14 (6 за первый и 8 за второй), три – ещё на 10, четыре – на 12, пять – на 14 процентов заработка. Таким образом, за пять лет работы пенсия увеличится на 50 процентов указанного заработка или в 1,7 – 2 раза (в зависимости от стажа и заработка). И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать её ещё на 14 процентов заработка, из которого она исчислена.

      Под работой, дающей право на увеличение пенсии согласно Указу, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

       Пенсии по возрасту, назначенные с 1 сентября 1998 года до вступления в силу Указа, будут пересмотрены с учетом этой нормы Указа при соблюдении установленных условий.

       Также в соответствии с Указом при исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии (учеба, служба в армии, уход за детьми и другие), вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Это позволит повысить значимость в пенсии периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и ориентировать граждан на «зарабатывание» пенсий, в том числе и стажа.

Соответствующие нормы Указа вступят в силу 1 октября 2012 года.