Akavita Финансовая помощь
Информация Управления по труду, занятости и социальной защите Барановичского горисполкома

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды

1. Инструкция о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды (далее – Инструкция) определяет порядок предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде выделения бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет средств местных бюджетов и порядок их возврата в местный бюджет.

2. Используемые в настоящей Инструкции термины и понятия имеют следующие значения:

бюджетный заем (далее – заем) – денежные средства, выданные временно из местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов за пользование займом;

бюджетная ссуда (далее – ссуда) – денежные средства, выданные временно и безвозмездно из местных бюджетов для использования по целевому назначению;

заемщик, ссудополучатель – юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальный предприниматель, которым предоставлены заем, ссуда за счет средств местного бюджета;

претендент – юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальный предприниматель, претендующие на получение займа, ссуды за счет средств местного бюджета и представившие уполномоченному органу, в ведении (подчинении) которого они находятся, документы на получение займа, ссуды в соответствии с настоящей Инструкцией;

уполномоченный орган – орган управления Брестского областного исполнительного комитета (далее – облисполком), в ведении или подчинении которого находится претендент, а также городские и районные исполнительные комитеты (далее – горрайисполком) – в отношении претендентов, находящихся в их ведении или подчинении или не имеющих ведомственной подчиненности.

3. Займы, ссуды предоставляются на основании решений облисполкома.

4. Займы, ссуды за счет средств местных бюджетов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели решением Брестского областного, городских и районных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Займы, ссуды не предоставляются претендентам, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), в государственные внебюджетные фонды, просроченную задолженность по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по ранее выданным из бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов; если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата в республиканский и местные бюджеты платежей.

5. Займы, ссуды предоставляются на срок:

до одного года – на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

до пяти лет – под реализацию инвестиционных проектов.

На цели, не предусмотренные частью первой настоящего пункта, займы, ссуды выдаются на срок до трех лет.

Сроки возврата займов, ссуд, установленные настоящим пунктом, продлению не подлежат.

6. Займы, ссуды под реализацию инвестиционных проектов предоставляются при условии заключения заемщиком, ссудополучателем с государственной страховой организацией договора страхования ответственности за нарушение договора займа (ссуды).

7. Займы, ссуды предоставляются в белорусских рублях.

При необходимости использования займа, ссуды для расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) в иностранной валюте допускается конверсия указанных средств в иностранную валюту в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8. За пользование займами устанавливаются проценты в размере:

не менее 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов за пользование займом, – при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;

не менее ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов за пользование займом, – при предоставлении займа на иные цели.

Начисление процентов за пользование займом производится начиная со дня, следующего за днем выдачи займа.

Уплата процентов производится ежемесячно не позднее пятого числа, начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа – до даты возврата займа.

9. Для подготовки проекта решения облисполкома о предоставлении займа, ссуды претендентом представляются в уполномоченный орган, а в части выделения средств для создания новых рабочих мест – в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома следующие документы:

9.1. заявление на получение займа, ссуды по установленной Советом Министров Республики Беларусь форме с указанием испрашиваемой суммы, целей использования, срока возврата, подписанное должностным лицом;

9.2. технико-экономическое (в том числе финансовое) обоснование целесообразности предоставления займа, ссуды и возможности их возврата;

9.3. бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

9.4. справки на последнюю отчетную дату:

налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о состоянии расчетов по платежам в этот Фонд по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

банков, в которых у претендента открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;

горрайисполкомов о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;

9.5. копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а при ее отсутствии – аудиторское заключение;

9.6. копии учредительных документов;

9.7. положительное заключение государственной комплексной экспертизы (при предоставлении займа, ссуды под реализацию инвестиционных проектов).

На основе анализа материалов, представленных претендентом, уполномоченный орган подготавливает проект решения облисполкома о предоставлении займа, ссуды.

10. В решении облисполкома о предоставлении займа, ссуды указываются:

полное наименование заемщика, ссудополучателя;

сумма предоставляемых займа, ссуды;

цели, на которые предоставляются заем, ссуда;

срок возврата займа, ссуды;

размер процентов за пользование займом и размер пени за нарушение срока возврата займа, ссуды.

11На основании решения облисполкома финансовое управление (отдел) местных исполнительных и распорядительных органов (далее – финансовый орган), а в части выделения средств для создания новых рабочих мест комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома заключают с заемщиком, ссудополучателем и уполномоченным органом договор в соответствии с условиями, определенными в решении о предоставлении займа, ссуды, и настоящей Инструкцией (далее – договор).

К договору прилагается график погашения займа, ссуды, который является неотъемлемой частью договора.

Договор действует со дня его заключения до исполнения обязательств по нему.

12. При заключении договора заемщик, ссудополучатель дополнительно к документам, перечисленным в пункте 9 настоящей Инструкции, представляет в финансовый орган, горрайисполкомы справку инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об открытых заемщику, ссудополучателю в банках текущих (расчетных) счетах.

13. Днем выдачи займа, ссуды считается день перечисления денежных средств на счет заемщика, ссудополучателя или в оплату обязательств заемщика, ссудополучателя перед поставщиками товаров (работ, услуг).

Выдача займа, ссуды производится путем оплаты органом государственного казначейства платежных документов заемщика, ссудополучателя по их обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления займа, ссуды, в том числе в порядке авансовых платежей, а также путем перечисления средств на текущий (расчетный) счет заемщика, ссудополучателя для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств.

14. Возврат займа, ссуды производится заемщиком, ссудополучателем в сроки, установленные в решении облисполкома о предоставлении займа, ссуды и договоре.

Заемщик, ссудополучатель может досрочно (полностью или частично) возвратить заем, уплатить проценты за пользование им, возвратить ссуду.

Возврат займа, уплата процентов по нему, возврат ссуды могут быть осуществлены (полностью или частично) посредством заключения в установленном законодательством порядке договора перевода долга и уступки требования.

Заемщик, ссудополучатель при недостаточности средств для полного исполнения обязательства по возврату займа, ссуды в первую очередь погашает основную сумму долга, затем вносит проценты за пользование заемными средствами, после чего исполняет иные обязательства, вытекающие из договора.

15. Финансовые органы могут произвести зачет обязательств заемщика, ссудополучателя по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды, уплате пени, а также задолженности по таким платежам в порядке, установленном законодательными актами.

16. При нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных договором сроков возврата займа, ссуды начисляется пеня:

по займу, кроме процентов за пользование займом, предусмотренных в пункте 8 настоящей Инструкции, – в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;

по ссуде – в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день возникновения задолженности.

Начисление пени при нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных сроков возврата займа, ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

17. Неисполненные обязательства по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды, уплате пени подлежат взысканию в бесспорном порядке в соответствии с законодательством, за исключением случая, установленного в пункте 19 настоящей Инструкции.

18. При неисполнении заемщиком, ссудополучателем обязательств по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды финансовые органы в 10-дневный срок уведомляют об этом страховщика, с которым заключен договор страхования в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции.

19. Заемщик, ссудополучатель несут ответственность за целевое использование займа, ссуды, своевременность их возврата, соблюдение иных условий предоставления займа, ссуды и ежемесячно представляют в финансовые органы, уполномоченный орган отчет.

Займы, ссуды, использованные заемщиком, ссудополучателем не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежат возврату (взысканию) с применением мер ответственности согласно законодательству Республики Беларусь.

         20. Контроль за надлежащим исполнением заемщиком, ссудополучателем обязательств по договору осуществляют уполномоченный и финансовый органы, а также комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в части выделения средств для создания новых рабочих мест.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, необходимых для предоставления бюджетной ссуды

 

1.  Заявление по установленной Советом Министров Республики Беларусь форме.

 

2.  Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) целесообразности предоставления ссуды и возможности ее

возврата, разработанное в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31

августа 2005 г. № 158:

-          характеристика производственной деятельности и стратегия развития предприятия;

-          описание продукции (услуги);

-          анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;

-          производственный план;

-          инвестиционный план;

-          прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

-          показатели эффективности проекта;

-          конкретное использование бюджетной ссуды; (на отдельном листе)

-          специфика создаваемых рабочих мест, численность работников, занятость которых будет обеспечена на создаваемых рабочих местах;

-          профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к работникам на создаваемых рабочих местах, планируемая средняя заработная плата;

-          помесячный график ввода рабочих мест; (на отдельном листе)

-          охрана труда и техника безопасности;

-          экономическое обоснование возврата бюджетной ссуды;

-          график возврата бюджетной ссуды; (на отдельном листе в 3-х экземплярах)

 

3.Бухгалтерский баланс за предыдущий год и текущий баланс на последнюю отчетную дату с приложениями;

 

4.Справки на последнюю отчетную дату:

             - Справка банка о финансовом состоянии предприятия, о наличии задолженности по полученным кредитам, отсутствии задолженности по уплате основного долга, %.

 

             - Справку из Фонда социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ о состоянии расчетов по платежам в Фонд по утвержденной Министерством труда и социальной защиты форме;

 

              - Справку из исполкома о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;

 

              - Справка, содержащая сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий и текущий год на дату обращения за финансовой помощью, о размерах средней заработной платы, заверенная органами статистики;

 

     - Справка налогового комитета о состоянии расчетов по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

 

5. При организации нового вида производственной деятельности – разрешение (лицензию) на ее осуществление;

 

6. Обеспечение возврата бюджетной ссуды;

 

7. Решение местного исполнительного и распорядительного органа (выписка из программы занятости) об установлении нанимателю задания по созданию рабочих мест;

 

8. Устав предприятия (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);

 

9. Копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а при ее отсутствии – аудиторское заключение.

 

10. Заключение управления по труду, занятости и социальной защите горрайисполкома  о целесообразности создания рабочих мест с учетом состояния рынка труда в регионе.

 

11.    Ходатайство горрайисполкома о предоставлении бюджетной ссуды.

 

Контактные телефоны:     8 0162 21 16 50 (Брест)

                                            8 0163 45 46 07 (Барановичи)

                                            8 0163 45 45 73 (Барановичи)

 

РЕШЕНИЕ БРЕСТСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

28 июня 2006 г. № 239

О порядке оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Изменения и дополнения:

Решение Брестского областного Совета депутатов от 12 февраля 2007 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 87, 9/7328) <D907b0007328>;

Решение Брестского областного Совета депутатов от 19 сентября 2007 г. № 43 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 256, 9/10977) <D907b0010977>;

Решение Брестского областного Совета депутатов от 21 декабря 2007 г. № 73 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 22, 9/12890) <D908b0012890>;

Решение Брестского областного Совета депутатов от 16 сентября 2008 г. № 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 243, 9/18767) <D908b0018767>;

Решение Брестского областного Совета депутатов от 24 декабря 2009 г. № 249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 35, 9/29045) <D910b0029045>

 

        Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» Брестский областной Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Установить, что предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – плательщики) индивидуальных льгот по налогам и сборам не допускается.

2. Государственная поддержка плательщикам может быть оказана индивидуально в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пени, полностью уплачиваемых в местный бюджет; выделения из местных бюджетов бюджетных займов и бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на очередной финансовый год; предоставления из местных бюджетов финансовой помощи; освобождения от перечисления в местный бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности.

3. Предоставить Брестскому областному исполнительному комитету (далее – облисполком) право оказывать государственную поддержку плательщикам индивидуально в виде предоставления из областного бюджета бюджетных займов и бюджетных ссуд.

4. В проекте решения об оказании государственной поддержки должны быть указаны:

4.1. для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей:

основные показатели, достижение которых является условием оказания государственной поддержки;

должностные лица, которые несут ответственность за обеспечение достижения основных показателей.

К основным показателям, достижение которых является условием оказания государственной поддержки, относятся темпы роста объемов производства товаров (работ, услуг) и рентабельность реализованных товаров (работ, услуг).

В проект решения об оказании государственной поддержки могут быть дополнительно включены иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой получателями деятельности, достижение которых является условием ее оказания;

4.2. для некоммерческих организаций:

цели предоставления и направления использования бюджетных средств, а также сроки достижения указанных целей;

должностные лица, на которых возлагается ответственность за соблюдение целей и направлений использования бюджетных средств, а также сроков достижения этих целей.

В случае, если государственная поддержка оказывается некоммерческой организации в виде, не связанном с выделением бюджетных средств, в соответствующем проекте решения могут предусматриваться показатели, связанные со спецификой деятельности, осуществляемой данной организацией, достижение которых является условием оказания государственной поддержки, и указываться должностные лица, ответственные за их достижение.

Возложить на названных в решении об оказании государственной поддержки должностных лиц получателей, руководителей (их заместителей) органов управления облисполкома, а также заместителя председателя облисполкома, курирующего соответствующую отрасль, руководителей (их заместителей) районных (городских) исполнительных комитетов (далее – райгорисполкомы) ответственность за обеспечение выполнения показателей, достижение которых является условием оказания государственной поддержки, а также за соблюдение целей предоставления, направлений использования некоммерческими организациями бюджетных средств, сроков достижения указанных целей, если государственная поддержка оказывается в виде, связанном с выделением таких средств.

5. Контроль за выполнением решений об оказании государственной поддержки осуществляется:

органами управления облисполкома – в отношении плательщиков, находящихся в их подчинении или ведении;

райгорисполкомами – в отношении плательщиков, не находящихся в подчинении или ведении органов, перечисленных в абзаце втором настоящей части.

При необеспечении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями достижения установленных показателей по итогам трех отчетных кварталов со дня оказания государственной поддержки, предоставленной на срок, не превышающий одного года, или по итогам каждого календарного года в течение срока действия государственной поддержки, предоставленной на срок более одного года, органы управления облисполкома, райгорисполкомы обязаны в установленном порядке внести в Брестский областной Совет депутатов (далее – Совет) или облисполком предложения об отмене оказанной государственной поддержки в виде соответствующих проектов решений Совета или облисполкома.

В отношении некоммерческих организаций предложения об отмене оказанной государственной поддержки вносятся названными органами в случае несоблюдения целей предоставления и направлений использования бюджетных средств либо сроков достижения указанных целей или недостижения установленных показателей в сроки, определенные в части второй настоящего пункта.

6. При внесении предложений об отмене государственной поддержки, оказанной путем предоставления из местных бюджетов финансовой помощи, бюджетного займа, бюджетной ссуды, возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, соответствующий проект решения с учетом характера допущенных нарушений должен предусматривать условия возврата выделенных средств.

7. Действие настоящего решения не распространяется на решения об оказании государственной поддержки, принятые до вступления в силу решения, а также на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, оказываемую за счет местных бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства.

8. Утвердить прилагаемые инструкции:

о порядке предоставления из местных бюджетов финансовой помощи;

о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов и пени, налогового кредита;

о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды.

9. Районным и городским Советам депутатов обеспечить приведение своих решений в соответствии
с данным решением.

10. Признать утратившими силу:

решение Брестского областного Совета депутатов от 21 мая 2003 г. № 14 «Об оказании финансовой помощи из областного бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 66, 9/2693);

решение Брестского областного Совета депутатов от 15 июля 2004 г. № 81 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 149, 9/3665).

11. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель

Л.А.Лемешевский

Более подробную информацию Вы можете получить в управлении по труду, занятости и социальной защите           (ул. Грибоедова, 12) кабинет № 5.

Специалист: Белоус Татьяна Геннадьевна, тел. 45-47-06

 

Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, службой занятости оказываются БЕСПЛАТНО.